Размер шрифта: A A A
Изображения: Выкл. Вкл.
Цвет сайта: Ц Ц Ц
обычная версия

Надзор за исполнением законодательства в сфере здравоохранения

Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого гражданина на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Органы прокуратуры Российской Федерации, осуществляя надзор за соблюдением прав на оказание качественной медицинской помощи, обязаны пресекать случаи использования ненадлежащего медицинского оборудования и техники, их простоя, нарушения при проведении диспансеризации, иммунизации населения, ведении медицинской документации, а также незаконное расходование бюджетных средств.

Надзор за исполнением законодательства в сфере здравоохранения является одним из наиболее важных направлений деятельности органов прокуратуры. В частности, национальный проект «Здоровье», реализация которого началась с 1 января 2006 года, требует от прокуроров принятия решительных и, самое главное, своевременных мер по устранению нарушений законов со стороны должностных лиц и хозяйствующих субъектов.

Основными направлениями названного проекта являются: укрепление здоровья граждан, повышение доступности и качества медицинской помощи, развитие первичного звена здравоохранения, совершенствование профилактического направления в сфере здравоохранения и профилактика заболеваний, обеспечение пациентов высокотехнологичной медицинской помощью.

В приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 10 января 2007 г. № 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов» обращено особое внимание на необходимость постоянного и эффективного надзора за исполнением законов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоауправления, органами военного управления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций при реализации национальных проектов.

Отметим, что в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 № 461 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи» медицинские организации, их должностные лица обязаны предоставлять населению качественные медицинские услуги – комплекс медицинских услуг, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний.

Сведения о нарушениях законодательства в сфере оказания медицинской помощи содержатся в заявлениях и обращениях граждан в прокуратуру, материалах поведенных прокурорами проверок по ним; материалах проверок, проведенных контролирующими органами в государственных, муниципальных и частных медицинских учреждениях и других лечебно-профилактических учреждениях; материалах уголовных, гражданских и административных дел по вопросам сферы здравоохранения; сообщениях в средствах массовой информации.

Наиболее часто выявляются прокурорами факты неоказания либо некачественного оказания медицинской помощи больным гражданам, несоблюдения стандартов качества оказания гражданам медицинской помощи.

Примером реализации прокурором полномочий при осуществлении надзора в сфере здравоохранения служат обстоятельства, установленные в ходе проверки законодательства об основах здоровья граждан в филиале «Городская поликлиника № 193».

Так, прокурором были выявлены факты, свидетельствующие о достаточно низком качестве оказываемых медицинских услуг: в указанном учреждении в кабинетах функциональной и ультразвуковой диагностики использовалось медицинское оборудование с 80% износа, что существенно влияло на возможность раннего выявления заболеваний. По причине изношенности флюорографа, очевидно, не в полном объеме выполнена диспансеризация населения. Поставленный в ноябре 2012 года в поликлинику № 193 дентальный рентгеновский аппарат был установлен, но не работал.

Прием детского населения осуществлялся врачами педиатрического отделения, которое не укомплектовано специалистами, чем нарушалось право на доступность и качество медицинской помощи. Заявки поликлиники № 193 на консультацию специалистов направлялись несвоевременно. Клинико-диагностические исследования проводятся в централизованной клинико-диагностической лаборатории КДЦ-6, что значительно увеличивает сроки установления диагноза.

В связи с выявленными нарушениями закона Тимирязевским межрайонным прокурором г. Москвы на основании статей 22, 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» внесено представление главному врачу ГБУЗ города Москвы «Консультативно-диагностический центр № 6» Департамента здравоохранения города Москвы.

Принимаются прокурором и меры реагирования по причине ненадлежащего технического и санитарного состояния зданий медицинских учреждений.

В частности, в ходе проверки упоминавшегося уже филиала № 5 поликлиники № 193 установлено, что санитарное состояние не соответствует требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и техническим нормам, нуждается в текущем и капитальном ремонте, не соблюдаются санитарные требования к медицинским осмотрам, диспансеризации населения, необходимые для качественного оказания медицинской помощи.

Значительные нарушения действующего законодательства выявляются в рамках прокурорских проверок при проведении иммунизации населения. Факты ненадлежащего оснащения и содержания помещений, предназначенных для выполнения мероприятий по иммунизации, несоблюдения условий хранения вакцин, нарушения порядка заполнения медицинских документов зафиксированы в медицинских организациях. При проверке поликлиники № 193 выявлены нарушения статей 11, 35 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»: перепись работающего и неработающего населения не проводится. Отсутствовали списки работающих по организациям, расположенным на территории обслуживания филиала № 5 поликлиники № 193, со сведениями о прививках неработающего населения с указанием прививочного анамнеза. Вследствие отсутствия полного учета взрослого населения не сформирован годовой план профилактических прививок на 2013 год. Не единичны факты, когда перед прививкой не проводился медицинский осмотр с термометрией. В амбулаторных картах не отмечались результаты осмотра пациентов, разрешение на использование конкретной вакцины. Нарушались сроки и схемы введения вакцин в соответствии с Национальным календарем прививок, не заносились ежедневно в журнал регистрации температурного режима холодильника для хранения медицинских иммунобиологических препаратов в прививочном кабинете показания термометра.

По результатам проверок приняты меры реагирования, вмешательство прокурора позволило пресечь нарушения действующего законодательства в области охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического режима в отделениях поликлиники, в том числе педиатрическом, устранить ненадлежащую организацию приема детского и взрослого населения специалистами, повысить качество оказания медицинских услуг.

Следует отметить и работу прокуроров по принудительной госпитализации и лечению лиц, больных заразной формой туберкулеза, отказывающихся от добровольного лечения. Прокуроры продолжают уделять внимание вопросам исполнения законодательства в сфере профилактики распространения туберкулеза среди населения. Так, в Ежегодном докладе Роспотребназдора ситуация с заболеваемостью населения этим социально значимым заболеванием охарактеризована как неблагополучная (в 2012 году в Российской Федерации зарегистрировано почти 100 тыс. случаев впервые выявленного активного туберкулеза). Органами прокуратуры в суд направляются заявления о принудительной госпитализации, обязаны пройти профилактический осмотр и лечение в противотуберкулезном диспансере лиц, больных туберкулезом.

Таким образом, наиболее важными и приоритетными направлениями надзорных мероприятий всегда остаются соблюдение прав граждан в области охраны здоровья, состояние и результаты работы по повышению доступности и качества медицинской помощи, укреплению и эффективному использованию материально-технической базы организаций здравоохранения, а также надлежащая реализация гарантий в отношении медицинских работников.

 
 
Московский
муниципальный вестник