Размер шрифта: A A A
Изображения: Выкл. Вкл.
Цвет сайта: Ц Ц Ц
обычная версия

Работа межрайонной прокуратуры по защите прав граждан в сфере потребительского рынка от мошеннических действий недобросовестных поставщиков товаров и услуг

На территории поднадзорной межрайонной прокуратуре на протяжении последних трех лет отмечалось поступление в территориальные отделы полиции сообщений о мошеннических действиях при совершении различного рода гражданско-правовых сделок.

Так, граждане жаловались на то, что были введены в заблуждение сотрудниками автосалона при приобретении автомашин, в результате чего они потеряли крупную сумму денежных средств.

Как правило, такие заявления поступают от граждан из других регионов, что наводит на мысль о том, что такие схемы мошеннических действий применяются лишь в тех случаях, когда заведомо известно о том, что данному клиенту впоследствии будет проблематично обращаться с претензиями к автосалону или судиться с ним ввиду отдаленности места проживания.

Схема обмана выглядит следующим образом: клиент приходит в автосалон и сообщает о желании приобрести автомобиль конкретной модели. Ему говорят, что такая автомашина есть на складе, но нужно подождать ее доставки в автосалон, для чего необходимо полностью оплатить ее стоимость.

После оплаты стоимости автомашины начинаются различного рода «чудеса» - либо авто внезапно растет в цене на существенную сумму, либо его не оказывается в наличии, но есть более дорогая комплектация либо модель, в общем теперь клиенту предлагается уже автомобиль большей стоимости.

Естественно, что взять и достать из кармана несколько сотен тысяч рублей клиент не может и тогда ему предлагают оформить недостающую сумму в кредит на очень выгодных условиях. Процедура оформления бумаг продолжается как правило многие часы и уже поздней ночью покупатель, не глядя подписав поскорее все документы, уезжает наконец из автосалона на новеньком авто.

Лишь прибыв к месту своего проживания в другой регион и как следует отдохнув с дороги, незадачливый покупатель начинает читать документы и приходит в ужас – стоимость приобретенного авто существенно отличается в большую сторону от рыночной, а «выгодный» кредит, который ему навязали сотрудники автосалона, взят под огромный процент.

Аналогичная ситуация сложилась на поднадзорной территории с установкой так называемых фильтров для воды.

Так, лица, представляющиеся сотрудниками некой инспекции по проверке качества воды в жилых домах, ходят по квартирам и «проверяют» воду. При этом, видя, что перед ним доверчивый жилец, как правило преклонного возраста, они предлагают ему установить стационарный фильтр для очистки водопроводной воды, ссылаясь на ее чрезмерную загрязненность опасными веществами. В подтверждение своих слов они демонстрируют клиенту фокус с лакмусовыми бумажками, опуская их в обычную воду из водопровода и в воду, прошедшую очистку. Попутно сообщаются ничем не подтвержденные сведения о том, что употребляя воду, прошедшую через данный фильтр, можно избавиться от целого ряда заболеваний, в том числе хронических.

Никаких денег за фильтр посетитель не просит, ссылается на некие программы, субсидирование и т.д. После того, как окончательно одураченный клиент начинает верить в сообщенную ему информацию, визитер везет его в офис фирмы, для выполнения «простой формальности» - расписаться в договоре по установке фильтра. Вместе с договором клиент заодно, зачастую совсем не осознавая происходящего, подписывает и договор кредитования.

Таким образом дельцы получают за установленное оборудование 138 000 рублей, а банк, сотрудничающий с ними – неплохие проценты по кредиту.

К слову сказать, проверка не подтвердила не то что бы целительных свойств таких фильтров – они даже не способны очищать воду от вредных примесей, а всего лишь ионизируют ее.

По результатам расследования уголовных дел, возбужденных по данным фактам, установлено, что злоумышленниками использовались различные уловки и методы, направленные на то, чтобы клиент перестал понимать суть происходящих с ним событий – использовались и психотропные препараты, добавляемые в предлагаемые покупателям чай или кофе, в помещении, где проходило общение, намеренно создавалась духота, применялись устройства подавления радиосигнала телефонов сотовой связи, чтобы клиент не мог связываться с близкими, знакомыми, консультироваться или пригласить их разобраться в подписываемой документации.

Имеют место и иные факты нарушения прав потребителя, в том числе такие, которые иначе как мошенничеством назвать сложно.

Так, лицами под видом предпринимателей с физическими лицами заключаются договоры на изготовление мебели, окон из ПВХ профиля, пошив штор, осуществление ремонта квартир, строительство загородных домов и т.д., берется предоплата, но в дальнейшем свои обязательства они не выполняют.

В ряде случаев проверки показывают, что такие лица и не имели изначально намерения и возможностей выполнить взятые на себя обязательства. По данным фактам органами внутренних дел возбуждаются и расследуются уголовные дела.

Несмотря на то, что факты мошенничества, осуществляемого под видом гражданско-правовой сделок, труднодоказуемы, межрайонной прокуратурой ведется наступательная работа по пресечению деятельности таких организаций и лиц на поднадзорной территории.

Основным источником информации об этих фактах были и остаются обращения граждан. Именно обращения служат поводом к проведению межрайонной прокуратурой проверок, возбуждения уголовных дел. На этом направлении удалось добиться определенных результатов – жалобы граждан на нарушение их прав в этой сфере в текущем году носят единичный характер.

Вместе с тем, хочется пожелать нашим читателем не попадаться на уловки мошенников, проявлять бдительность, осмотрительность. И главное помнить – если вас что-то насторожило, не спешите рисковать и подписывать бумаги, передавать деньги!

 
 
Московский
муниципальный вестник